Итоги

II международной научно-практической конференции
«Качество социально-образовательной среды вуза:
вопросы, решения, перспективы»,
23 марта 2017 года, г. Самара

Фотоотчет

23 марта 2017 года в СГСПУ состоялась II международная научно-практическая конференция «Качество социально-образовательной среды вуза: проблемы, решения, перспективы». Конференция стала площадкой для обсуждения актуальных вопросов измерения и повышения качества социально-образовательной среды вуза как неотъемлемой части формирования общекультурных компетенций и профессиональной подготовки выпускников вузов.

Участники конференции

Участниками конференции стали научно-педагогические работники, обучающиеся, работники структурных подразделений вузов, представители органов студенческого самоуправления, молодежных объединений, профессиональных сообществ. География конференции – Россия (Самара, Оренбург, Санкт-Петербург, Москва, Южно-Сахалинск и др.), Казахстан (г.Уральск), Соединенные штаты Америки (г.Вашингтон), Польская республика (г.Быгдощ).

Итоги конференции

Конференция дала прекрасную возможность обменяться накопленным опытом и достижениями по формированию качественной социально-образовательной среды вуза, обобщить наиболее оптимальные подходы в работе с учащейся молодежью, рекомендовать к широкому внедрению наиболее удачные формы, технологии и методы улучшения качества и дальнейшего развития социально-образовательной среды вузов, а также расширить сеть профессиональных контактов, найти единомышленников для будущих совместных проектов.

В ходе круглых столов и дискуссий на малых пленумах были обсуждены следующие проблемы и способы их решения:

  1. психолого-педагогические ресурсы образовательной среды вуза и их использование при формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов;
  2. влияние социально-образовательной среды вуза на самоопределение студенческой молодежи и выработке умений самопрезентации;
  3. формы участия студенческой молодежи в общественной и инновационной деятельности региона и влияние подобного участия на изменение социально-образовательной среды вуза;
  4. роль социально-образовательной среды в формировании готовности выпускника вуза к самореализации на рынке труда и адаптации к его постоянным изменениям;
  5. влияние новых технологий на повышение качества социально-образовательной среды вуза.

Пленарное заседание вела проректор по учебно-методической работе и качеству образования, кандидат филологических наук, доцент Наталья Николаевна Кислова. На пленарном заседании выступили с докладом Стефен Т. Керр, почетный профессор Педагогического колледжа Университета Вашингтона; А. Скалий, кандидат наук, доцент, директор института спорта и физической культуры Университета экономики (г. Быдгощ, Польша); Л.И.  Фишман, доктор педагогических наук, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и сервисных технологий, декан факультета экономики, управления и сервиса СГСПУ; М.А.Романова, доктор психологических наук, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет».

Конференция имела нетрадиционный формат: между пленарным заседанием и работой секций была проведена в форме World Cafe деловая игра «Знак качества», цель которой – определить требования к качественному высшему педагогическому образованию со стороны министерства образования и науки Самарской области, руководства образовательных учреждений г.Самары, администрации СГСПУ, студентов СГСПУ, родителей студентов.

В деловой игре приняли участие представитель министерства образования и науки Самарской области Н.В. Кудашева (модератор по проблеме «Выпускник педагогического вуза: кого мы хотим видеть в школе и как можем влиять на его формирование?»), заместитель директора МБОУ Школа № 7 г.о. Самара С.В. Полежаев (модератор по проблеме «Выпускник педагогического вуза: кого мы ждем и что можем предложить?»), проректор по профориентационной работе, дополнительному образованию и связям с общественностью СГСПУ А.Б.Щелков (модератор по проблеме «От абитуриента до выпускника педагогического вуза: что мы ожидаем и что в нем меняем?»), магистрант СГСПУ Роман Жуков (модератор по проблеме «Я студент педагогического вуза: что жду от вуза и что готов дать сам?»), доцент кафедры спортивных дисциплин СГСПУ А.В.Левченко (модератор по проблеме «Мой ребенок – студент педагогического вуза: каких я жду изменений и чем могу помочь?»).

В конце деловой игры были обобщены все ответы на поставленные вопросы, выработано общее видение решения проблемы, сделаны выводы и намечены перспективы работы. По предложению участников игры решено все созданные группами материалы оформить в форме статьи.

Доклады участников конференции вызвали интерес и живое обсуждение на секционных заседаниях, где была подчеркнута практическая значимость мероприятия и актуальность рассматриваемых вопросов.

В работе конференции в качестве докладчиков и слушателей приняли активное участие студенты СГСПУ, представив реализованные проекты по улучшению качества социально-образовательной среды университета.

Для заочных участников конференции была организована онлайн трансляция в сети Интернет, которая велась одновременно со всех трех секций. Выступающие получали вопросы и отзывы как от присутствовавших в зале, так и от заочных участников. Внедрение информационных технологий позволило преодолеть не только расстояние, но и время: все участники конференции позже получили доступ к видеозаписям выступлений, что позволило им ознакомиться с докладами секций, которые не удалось посетить в день конференции.

Результаты работы конференции

По результатам работы конференции выдвинуты следующие предложения:

  • шире использовать психолого-педагогические ресурсы образовательной среды вуза в решении проблем и определении перспектив педагогического образования;
  • усилить психолого-педагогическую составляющую образовательной среды современных вузов, обеспечивающую целенаправленное личностно-профессиональное развитие обучающихся;
  • активизировать самореализацию студентов в образовательной среде вуза, в частности, в учебной, исследовательской, внеаудиторной социально ориентированной деятельности;
  • интегрировать деятельность кафедр и лабораторий СГСПУ в направлении психолого-педагогического, личностно-профессионального развития обучающихся и обучающих;
  • продолжить продуктивное взаимодействие образовательных организаций (общеобразовательные организации, организации среднего профессионального, высшего образования, дополнительного и дошкольного образования);
  • практиковать вебинары, мастер-классы, практикумы, раскрывающие психолого-педагогическую составляющую качества образования в вузе;
  • определить новые перспективы в использовании психолого-педагогических ресурсов образовательной среды вуза в соответствии с ФГОС ВО;
  • совершенствовать систему творческой деятельности студентов;
  • расширять деятельность волонтерских отрядов;
  • продолжать работу по вовлечению обучающихся в проектную деятельность;
  • активно использовать электронную информационно-образовательную среду вузов для хода фиксации результатов различных видов деятельности студентов.

По окончании конференции докладчикам были вручены сертификаты, лучшие доклады рекомендованы к публикации в журнале СГСПУ «Поволжский педагогический вестник».

Фотоотчет